Полезные материалы

Куда жаловаться на коллекторов?

Статьи о банках и кредитах
Основная задача коллектора сводится к возврату задолженности. Еще несколько лет назад эти специалисты использовали методы, нарушающие права должников. Сегодня их деятельность регулируется Федеральным законом №230-ФЗ. 
К сожалению, не все компании, профессионально занимающиеся взыскание долгов, придерживаются установленных норм. Ночные звонки, грубый формат общение, преследование и навязчивое поведение — это лишь малая часть ситуаций, с которыми сталкиваются граждане. 
Как привлечь коллектора к ответственности? Какими способами сегодня можно защитить свои права? Об этом и многом другом поговорим в данной статье. 

Коллекторы: их права и обязанности 

Коллекторы вступают в дела по возврату займа только в том случае, если кредитор продал им долг или заключил с ними соответствующее соглашение. 
Важно учесть, что кредитор может привлечь только одно коллекторское агентство. Сотрудничество с несколькими представителями этой сферы услуг запрещено. 
Теперь поговорим о правах коллектора. Итак, специалист по взысканию долга может:
  • звонить должнику, при этом время созвона ограничено четкими рамками: 8:00 до 22:00 в рабочие дни и с 9:00 до 20:00 в выходные и праздники (звонить разрешается не чаще двух раз в неделю);
  • отправлять текстовые и голосовые сообщения на мессенджеры и электронную почту (время отправки сообщений аналогично времени звонков, однако их количество не может превышать 16 штук в месяц);
  • назначать должнику очные встречи не чаще одного раза в неделю;
  • общаться с родственниками заемщика и лицами, представляющими его интересы (данное право предоставляется коллектору исключительно после письменного согласия должника). 
Важно учесть, что коллекторы не могут арестовывать имущество и выселять должника из занимаемого помещения. Эти действия осуществляются исключительно по решению суда с привлечением судебных приставов. 
Еще один важный нюанс: коллектор может общаться с гражданами только по поводу просроченных долгов. При этом он обязан сразу назвать свое полное имя и название компании, интересы которой он представляет. 
Также стоит учесть, что кредиторы имеют право продавать долги и заключать договоры с агентствами, входящими в государственный реестр. Не хотите общаться с мошенниками? Рекомендуем дождаться официального уведомления от коллекторской компании с указанием полного названия юридического лица. 

В каких случаях можно жаловаться на коллекторов? 

Любое нарушение норм Федерального закона №230-ФЗ — повод для написания жалобы. Нарушив правовые нормы один раз, с большой долей вероятности коллектор сделает это снова. Поэтому обращаться за защитой своих прав необходимо, если в отношении должника совершаются такие действия: 
  • нарушение графика звонков и написания сообщений;
  • преследование должника или его родных;
  • угрозы, оскорбления и оказание психологического давления;
  • игнорирование требований должника;
  • порча движимого и недвижимого имущества;
  • разглашение конфиденциальной информации о личности заемщика;
  • незаконное проникновение в жилое помещение, в котором проживает должник или его близкие. 
Важно учесть, что жалоба в обязательном порядке должна быть подкреплена доказательствами, подтверждающими факт нарушения законодательных норм. В противном случае представители инстанции, в которую было подано заявление, не смогут защитить права должника. 

Как должнику доказать, что ему был нанесен ущерб? 

Запись разговора с коллектором на диктофон — один из наиболее действенных способов подтверждения факта нарушения прав. 
Чтобы привлечь недобросовестного специалиста к ответственности во время разговора необходимо уточнить его ФИО, наименование компании, на которую он работает, ее юридический и фактический адрес. 
Сохраняйте все сообщения (как SMS, так и те, которые поступили на мессенджеры). Дело в том, что электронная переписка через WhatsАpp, Telegram, Skype и иные мессенджеры, относится к перечню письменных доказательств. В соответствии с нормами ст. 75 АПК РФ их можно использовать для защиты прав в судебном порядке. 

Куда подавать жалобу

Федеральная служба судебных приставов — первая инстанция, с которой необходимо начинать процесс защиты прав и интересов. Именно эта государственная организация принимает жалобы, связанные с недобросовестными действиями сотрудников коллекторских агентств.
Кроме этого должник может обратиться в: 
  • прокуратуру;
  • МВД;
  • Роспотребнадзор. 
Должник наделен правом обращаться одновременно в несколько инстанций. В качестве наказания в отношении коллектора и компании, на которую он работает, могут быть применены меры административного (штраф) и уголовного (тюремное заключение) характера.    

Если вас беспокоят коллекторы и кредиторы, юристы Долг Эксперт окажут комплексную защиту от сотрудников взыскания, а также помогут избавиться от долгов законным путем.
Вы можете получить консультацию специалиста бесплатно.