Если вы долго не возвращаете кредит, дело может выйти за рамки классического исполнительного производства. В таких ситуациях нужно быть готовым к тому, что процессом взыскания долга займутся коллекторы.
Всего несколько лет назад коллекторская деятельность приравнивалась к категории незаконной. Однако в 2017 году в силу вступил Федеральный закон №230-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт внес четкие требования к работе коллекторов.
Далее поговорим о том, какие методы взыскания денежных средств коллекторы могут использовать при общении с заемщиками, а также обсудим наиболее действенные методы борьбы с ними.
Что запрещено делать коллекторам
Важно учесть, что действия и требования специалистов этой категории не должны выходить за рамки норм закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности».
Итак, коллекторам запрещено:
- не представившись, начинать разговор с должником;
- угрожать собеседнику или его семье физической или психологической расправовой;
- передавать сведения о заемщике третьим лицам (речь идет о его ФИО, адресе регистрации, сумме задолженности);
- запугивать должника возможностью привлечения к уголовной или административной ответственности;
- наносить ущерб имуществу должника;
- общаться с должником вне установленного законодательством времени (допустимые временные рамки указаны в п.3, ст. 7 Федерального закона №№230-ФЗ).
Важно учесть, что все вышеперечисленные ограничения актуальны в отношении сотрудников коллекторских агентств, которые зарегистрированы в реестре ФССП и имеют соответствующее свидетельство.
Как вести себя при общении с коллекторами
Сотрудники коллекторских агентств обязаны вести свою деятельность в соответствии с нормами действующего законодательства. Это означает, что должник имеет полное право отстаивать свои интересы при малейших отступлениях от установленных правил.
Предлагаем ознакомиться с с наиболее действенными методами борьбы с противоправными методами взыскания задолженности.
Всегда уточняйте личные данные звонящего
Сотрудник агентства обязан называть собеседнику свою фамилию, имя и отчество. Он также должен сообщить оппоненту сведения о кредиторе, интересы которого он представляет. Данная обязанность устанавливается нормами п.4 ст. 7 вышеупомянутого закона.
Во время разговора также рекомендуется выяснить название коллекторской компании, которая занимается процессом взыскания долга, адрес фирмы, ИНН и ОГРН. Если общение коллектором выйдет за рамки установленных норм, эти сведения понадобятся при составлении искового заявления.
Блокируйте звонки с незнакомых номеров
Помните, вы не обязаны общаться с коллектором. Это означает, что вы имеете полное право не только игнорировать входящие звонки, поступающие с незнакомых номеров, но и блокировать их.
Сегодня существует огромное количество мобильных приложений, позволяющих фильтровать спам-звонки и показывающих, как входящий номер записан в контактах у других людей. После установки такого приложения, вы сразу сможете определять категорию и намерения звонящего лица.
Записывайте разговоры и сохраняйте SMS с угрозами
Шантаж, оскорбление или угроза — недопустимые меры. Поэтому, если вы считаете, что коллектор пытается надавить на вас этими методами, рекомендуем собирать доказательства его вины. Скачайте диктофон, который автоматически будет записывать ваши телефонные разговоры. Таким нехитрым способом вы обеспечиваете себе возможность в бесперебойном режиме собирать доказательства противоправных действий сотрудника коллекторского агентства.
Коллекторы превышают полномочия? Рекомендуем обращаться в Роспотребнадзор. Представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека запросят у кредитора и коллекторской компании документы, подтверждающие задолженность и займутся расследованием дела.
Если вина сотрудника агентства будет доказана, в качестве наказания будут применены меры административного характера (в отдельных случаях компанию могут лишить лицензии).
Должник, права которого были нарушены, также имеет право обратиться с жалобой в ФССП либо подать жалобу на официальном сайте Ассоциации коллекторских агентств.
Защищайте права своих родственников
В соответствии с ч.5 ст.4 Закона № 230-ФЗ, общение с родственниками должника допустимо только в двух случаях:
- у коллектора есть согласие должника на такое общение (вы могли предоставить согласие во время оформление крелитного договора);
- третьи лица не направили возражение против общения с ними.
Не хотите, чтобы у ваших родственников были проблемы? Тогда отзовите свое согласие и предложите родственникам написать соответствующее возражение.
Если по каким-либо причинам вы не можете рассчитаться с долгами, рекомендуем обратить внимание на судебную процедуру признания неплатежеспособности.
Инициировав банкротство, вы не только сведете к минимуму общение с недобросовестными представителями коллекторских агентств, но и получите возможность списать все имеющиеся долги.